Психологическое воздействие цвета
Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований
пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так дети в возрасте до
одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый
и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей
популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый,
белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное
влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам".
Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать
предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет -
носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации.
Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для
разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах.
Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического
порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной
мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет,
можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод будет полезен как дополнение
к методу историческому.
С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:
- Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания.
- Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачерненные), а также ахроматические. Нюансные сочетания.
Цвета группы А действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со
здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне,
люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно,
цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве;
в молодежной моде на одежду, в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном
"городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров
XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский).
Цвета группы Б скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции,
нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребностям людей в тонких
и изысканных ощущениях, а такие потребности возникают у субъектов достаточно высокого культурного уровня.
По всем этим причинам цвета группы Б предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного
труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются
в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской
интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в. -
рококо, XIX и XX вв. - модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных
объектов и т. д.
Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той
же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким
образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе.
назад...
Скачать бесплатно
|
|