Психологическое воздействие цвета
Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не
в самом начале видимой области спектра, а несколько отступив от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает
максимальную для своего цветового тона яркость.
Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно.
Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел
человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему
и фиолетовому возрастает.
И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому,
спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е.
что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается.
Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние.
Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния.
Все это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп:
физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся
более мелкие подразделения. Приведем примеры.
Физические ассоциации:
- весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые, ...)
- температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие, ...)
- фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие, ...)
- акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные, ...)
- пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные, ...).
Эмоциональные ассоциации:
- позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические, ...)
- негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные, ...)
- нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные, ...).
Этот список можно продолжить. Нетрудно заметить, что почти любое прилагательное нашей речи
соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности
цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо
от того, осознает он это или нет.
назад...
далее...
Скачать бесплатно
|
|